Советский двухместный сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель -перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 с РЛС РП-31 и ракетами Р-33 был принят на вооружение 6 мая 1981.
Это первый советский самолет 4 го поколения, способный перехватывать и уничтожать воздушные цели на предельно малых, средних и больших высотах, в любое время суток, и при любых метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей.
Самолет несет 4 ракеты Р-33 с дальностью поражения 120 км. и 4 ракеты ближнего действия с инфракрасными головками самонаведения. Перехватчик изначально служил в качестве спецназа истребительной авиации войск ПВО.
Ракеты Р-33 обеспечивали перехват любых целей, в том числе и крылатых ракет с максимальной скоростью в 3000 км/час. Система наведения инерциальная на среднем участке полета и полуактивная радиолокационная с радиокоррекцией на конечном участке. Вероятность поражения цели 0,65
В 1989 году была принята на вооружение новая воздух-воздух Р-37, разработанная на базе Р-33 и способная поражать цели на расстояние до 200 км. В 1994 году Р-37 с борта истребителя Миг-31М установила мировой рекорд сбив цель на расстояние в 304 км. Для совместимости с самолетами не имеющими мощных радаров, полуактивная головка самонаведения была заменена активной "Агат 9Б-1388". Ракета имела боеголовку 60 кг и могла устанавливаться на самолеты Су-30 и Миг-31М. Но для использования ракет на полную дальность приходилось использовать данные РЛС самолетов дальнего обнаружения А-50. Необходимо было строить самолеты с более мощными радарами.
В начале 2000 началась полная модернизация самолета Миг-31. На него установили новейшую систему управления вооружением "Заслон-АМ", работающую с глубоко модернизированной РЛС РП-31АМ через уникальный бортовой компьютер, со специальной программным обеспечением. "Заслон" позволяет находить малозаметные цели с ЭПР 3м.кв. (истребители 4го поколения) на расстоянии 320 км и поражать их на расстоянии 280 км.
Первый показ Миг-31БМ состоялся в 2007 году на выставке МАКС. Уникальность данного самолета заключается не только в высоких летных технических характеристиках. Имея широкополосную РЛС и экипаж из двух человек, он сам является ДРЛО, обеспечивая обзор воздушного пространства и передавая при необходимости информацию об обнаруженных целях другим самолетам. Например Су-35С РЛС которого работает на 400 км, но в узком секторе обзора. Всего было модернизировано до Миг-31БМ более 60 машин.
Специально для Миг-31БМ начали изготавливаться ракеты Р-37М с дальностью действия 300 км и возможностью смены цели во время полета.
В 2008 году в ОКБ Сухого был разработан Су-35 многоцелевой сверхманевренный истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++. Принят на вооружение в в сентябре 2017 года. Серийно выпускается как Су-35С. РЛС "Ирбис", установленная на Су-35С , способна обнаруживать и сопровождать до 30 целей, выдавая целеуказание на 8 из них. При этом РЛС способна обнаруживать крупные воздушные, наземные и надводные цели на дальности 400 км, а самолеты невидимки пятого поколения на расстоянии до 90 км. На данный момент самолет является лучшим истребителем в мире, после истребителя пятого поколения Су-57.
Для новых самолетов разрабатывают новую ракету КС-172, которая может размещаться во внутренних отсеках самолета пятого поколения Су-57, невидимого для ПВО США. Что уже показало его боевое использование. Новая ракета способна поражать цель на расстояние в 400 км, при этом на расстояние 80-100 км до цели захватывает ее своей головкой самонаведения 9Б-1103М "Агат". Полет ракеты на максимальную дальность составляет около 5 минут.
Американцы пока не изготавливают ракеты дальностью более 200 км. AIM-120, стандартная ракета большой дальности для американских самолетов, имеет максимальную дальность около 150 км (93 мили). Но испытания ракеты AIM-174B в 2024 году показали, что они преодолели этот барьер и идут дальше.
Свежие комментарии